Термины и их определения:
патриот – человек, который осознанно соотносит свою деятельность с интересами страны, идентифицирует себя и свое будущее с народом, историей, культурой и готов стоять на защите интересов Отечества;
патриотизм – духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития, осознанная повседневная деятельность гражданина во благо Родины, народа, государства;
патриотическое воспитание – процесс, основывающийся на патриотических ценностях, которые направлены на установление и укрепление начал общности и консолидации, осознание единства общественных и государственных интересов.
Патриотические ценности:
- Родина (место рождения человека, страна, в которой он родился, культурно-историческая среда, созданная предками);
- Отечество (страна, государство, с которым личность связана системой отношений, регламентированных правами и обязанностями);
- семья, преемственность поколений, нация;
- государственность, государственный суверенитет Республики Беларусь; государственная символика Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);
- историческая память, национально-культурная идентичность;
- национальная культура.
Патриотические ценностные ориентации, формируемые у населения:
- любовь к Родине, малой родине, уважение и защита Отечества, знание национальной (отечественной) истории;
- уважительное отношение к старшим, забота о младших и ответственность за них;
- служение народу;
- единство современной белорусской нации, понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества;
- знание исторических форм государственности на территории Беларуси и национальной белорусской государственности, готовность к защите и укреплению государственного суверенитета Республики Беларусь;
- уважительное отношение к представителям различных конфессий, национальностей, социальных групп; знание и уважение наиболее значимых достижений и традиций национальной культуры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель – совершенствование государственной политики патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей (стремление к мирной и независимой созидательной жизни, справедливость, единство, развитие), гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Республики Беларусь.
Задачи:
- формирование национальной идентичности – внедрение и утверждение общественно-государственных (национальных) ценностей, формирование нации как единого целого, представленного уникальными традициями и культурой;
- духовно-нравственное воспитание – сохранение и обеспечение преемственности традиционных ценностей белорусского общества;
- историко-культурное воспитание – популяризация отечественной истории, распространение научно обоснованной информации об историко-культурном наследии, боевых подвигах и трудовых свершениях белорусского народа, важных исторических событиях, памятных местах, их роли и значимости в становлении белорусской государственности;
- гражданско-патриотическое воспитание – формирование законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, привитие глубокого уважения и почитания государственной символики Республики Беларусь;
- военно-патриотическое воспитание – формирование физических, духовных качеств, которые позволят быть морально стойкими, готовыми к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;
- формирование научно-методологических, методических, нормативных правовых и организационно-технических основ национально-патриотического воспитания – развитие целостной государственной политики национально-патриотического воспитания.
Выполнение задач, определенных Программой, осуществляется через:
формирование национальной идентичности:
- осуществление информационно-просветительской работы с целью донесения до населения Беларуси, белорусов, проживающих за рубежом, содержания общественно-государственных ценностей Республики Беларусь;
- формирование политической, правовой, моральной, антикоррупционной и этической формы общественного сознания;
- обеспечение проведения мероприятий национально-патриотического направления, в том числе приуроченных к государственным праздникам;
- повышение уровня знаний о выдающихся личностях белорусского государства;
- формирование целостного культурно-языкового пространства, основанного на закрепленном на конституционном уровне двуязычии, поддержке и развитии культур других национальностей, проживающих на территории Республики Беларусь;
- формирование осведомленности населения о роли и значении членства Республики Беларусь в Организации Объединенных Наций, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийском экономическом союзе, других международных организациях, а также об участии в строительстве Союзного государства;
духовно-нравственное воспитание:
- проведение мероприятий, направленных на укрепление в обществе духовных, культурных и исторических традиций белорусского народа;
- содействие утверждению семейных ценностей и активное привлечение семьи к процессу национально-патриотического воспитания;
- проведение комплекса мероприятий по ознакомлению широкого круга общественности с ценностями христианской культуры и укреплению в обществе межконфессионального мира;
- реализацию современных форм культурно-просветительской деятельности по вопросам воспитания и привитие молодежи общечеловеческих ценностей;
историко-культурное воспитание:
- разработку и актуализацию национально-исторической политики;
- популяризацию и сохранение национального историко-культурного наследия в Республике Беларусь и мире;
- расширение сети объектов историко-культурного наследия, восстановление и реставрацию исторических объектов страны;
- проведение мероприятий, направленных на популяризацию исторических мест и выдающихся людей – выходцев из Беларуси;
- проведение комплекса мероприятий по результатам расследования Генеральной прокуратурой преступлений фашистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны;
гражданско-патриотическое воспитание:
- повышение уровня осознанного отношения населения к государственной символике Республики Беларусь;
- формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения;
- организацию торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам (День народного единства, День Независимости Республики Беларусь, День Победы), как основу гражданско-патриотического воспитания;
- распространение и внедрение в практику передовых технологий работы по патриотическому воспитанию населения;
- формирование уважительного отношения к историческим святыням и памятникам Отечества, родной природе, чувства гордости за отечественные достижения;
военно-патриотическое воспитание:
- укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и правоохранительных органах;
- реализацию системы военно-патриотического воспитания и общественного содействия безопасности и обороне Республики Беларусь;
- организацию торжественных (памятных) мероприятий, посвященных праздничным дням и памятным датам (День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День памяти воинов-интернационалистов, профессиональные, в том числе связанные с ознаменованием выдающихся заслуг видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь в защите Отечества, праздничные дни);
- осуществление шефства воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований над учреждениями образования, проведение в них мероприятий гражданско-, героико- и военно-патриотической направленности, профориентационной работы;
- развитие военно-прикладного и служебно-прикладного спорта, военного научно-технического творчества и инноваций;
- проведение спортивно-патриотических мероприятий с участием широкого круга общественности, посвященных знаменательным датам страны;
- организацию деятельности военно-патриотических клубов обучающихся на базе воинских частей, подразделений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
|
Термины и их определения:
- волонтерская деятельность – добровольная деятельность, осуществляемая для достижения общественно полезных целей в форме выполнения работ и (или) оказания услуг на безвозмездной основе;
- молодежная инициатива – социально значимая активность, исходящая от представителей молодежи и реализуемая ими на местном, национальном, международном уровнях;
- молодежное волонтерское движение – добровольная деятельность молодежи, осуществляемая на безвозмездной основе, направленная на развитие у нее чувства взаимопомощи, создание условий для реализации молодежных инициатив по поддержке различных социальных групп населения, приобщение молодежи к здоровому образу жизни, снижение рисков вовлечения ее в антиобщественное поведение, достижение иных социально значимых общественных целей;
- молодежное общественное объединение – общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи;
- молодежное предпринимательство – предпринимательская деятельность, осуществляемая молодежью индивидуально или в составе учредителей коммерческой организации, в том числе стартапа;
- молодежные совещательно-консультативные и представительские структуры (органы) – добровольные объединения молодежи, создаваемые при государственных органах и иных организациях для обеспечения реализации конституционных прав и свобод молодежи путем выработки такими структурами предложений и рекомендаций, направленных на повышение результативности принимаемых решений по вопросам государственной молодежной политики при ее формировании и реализации;
- молодежный парламент – молодежная консультативная и представительская структура, формируемая при органах законодательной власти на основе избирательного принципа для реализации конституционных прав и свобод молодежи;
- молодежный парламентаризм – форма участия молодежи в общественной и политической жизни государства, осуществляемая для реализации конституционных прав и свобод молодежи через деятельность молодежных консультативных и представительских структур при органах законодательной власти;
- молодежный проект – скоординированная деятельность группы, состоящей в большей части из молодежи, по достижению цели в планируемый период времени, способствующая решению задач в сфере молодежной политики;
- молодежный совет – молодежная консультативная и представительская структура, формируемая при органах исполнительной власти на основе принципа делегирования в ее состав представителей от административно-территориальных единиц, и (или) учреждений образования, и (или) общественных объединений для реализации конституционных прав и свобод молодежи;
- неформальное образование – получение знаний, приобретение умений и совершенствование навыков в целях формирования мировоззрения и развития компетенций личности, которое происходит вне официальной системы образования, обучение на практике, в повседневной жизни, которое осуществляется через молодежные проекты и молодежные инициативы, совместную деятельность, организацию досуга.
ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ:
Цель – создание условий для востребованности молодежи в стране, усиление вовлеченности молодых граждан в реализацию государственных задач по общественно-политическому и социально-экономическому развитию Республики Беларусь.
Принципы:
- привлечение молодых граждан к непосредственному участию в развитии страны, формировании и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
- разработка законодательства в сфере государственной молодежной политики с использованием научного подхода, анализа и прогнозирования ситуации в молодежной среде;
- взаимодействие всех субъектов государственной молодежной политики.
ЗАДАЧИ:
- реализация образовательных программ, в том числе модульных, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, отвечающих потребностям инновационной экономики, регионального рынка труда, принципам устойчивого развития; совершенствование правил приема в учреждения образования;
- повышение качества подготовки специалистов, рабочих (служащих);
- создание условий для подготовки управленческих кадров новой формации. Механизмы реализации: модернизация нормативной правовой базы посредством принятия новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании;
- принятие и реализация концепции цифровой трансформации системы образования;
- расширение обучающих практик в системе основного и дополнительного образования, развитие цифровой платформы и дистанционных технологий обучения;
- создание ресурсных центров по новым профессиональным компетенциям и организация обучения профессиональному мастерству по стандартам «Worldskills», оснащение их высокотехнологичным оборудованием для организации производственного обучения и учебных практик;
- разработка правовых механизмов признания результатов неформального образования молодежи, в том числе полученного с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- создание системы сертификации социально-личностных и надпрофессиональных компетенций, приобретенных молодежью самостоятельно в период осуществления ею общественной и социально значимой деятельности в учреждениях образования («сертификаты достижений»);
- совершенствование системы государственных гарантий получения профессии и последующего трудоустройства по ней для молодых людей с особенностями психофизического развития, а также отбывающих различные виды наказаний в исправительных учреждениях.
Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
Задачи:
- внедрение новых форм и методов реализации системы мер по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи;
- повышение мотивации молодежи к прохождению службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, реализация дополнительных мер по повышению социального статуса военнослужащих и граждан, прошедших срочную военную службу, службу в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Механизмы реализации:
- разработка и реализация программы непрерывного воспитания детей и молодежи на пятилетний период;
- разработка проекта программы патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь на 2022–2025 годы;
- проведение научных исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания;
- подготовка научно обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания;
- апробация и внедрение современных программ, инновационных методик и технологий в деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию;
- разработка и обеспечение функционирования интерактивной онлайн-платформы по организации патриотического воспитания молодежи;
- разработка и внедрение инновационных технологий в воспитательную работу, использование воспитательного потенциала учебных предметов (дисциплин), производственной практики, наставничества;
- повышение качества работы по патриотическому воспитанию молодежи; активизация работы в учреждениях образования по патриотическому воспитанию молодежи, привитию уважения к государственности, бережному отношению к культурному наследию и традициям белорусского народа, формированию нравственных качеств и правовой культуры, развитию чувства патриотизма и любви к Родине;
- широкий охват молодежи дополнительными образовательными программами, в том числе военно-патриотического, туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного и иных профилей, через внедрение STEM-технологий, создание научных объединений, в том числе технического творчества, формирование сети инновационных лабораторий, иных объединений по интересам;
- направление деятельности молодежных общественных объединений и других некоммерческих организаций на активное участие в общественно-политической жизни общества, поддержку государственной идеологии, усиление ответственности за судьбу страны и ее независимость;
- участие молодежи в деятельности по сохранению историко-культурного наследия, реализации экологических программ;
- совершенствование законодательства по вопросам повышения престижа срочной военной службы, службы в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, социального статуса гражданина, прошедшего срочную военную службу, службу в резерве;
- включение молодежи в программы патриотического воспитания, подготовки к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, проведение работы по увековечению памяти защитников Отечества, расширение сотрудничества с организациями ветеранов войны и труда по вопросам организации воспитательной работы среди молодежи, содействие деятельности поисковых отрядов, военно-патриотических клубов, объединений краеведческой направленности, патриотических молодежных проектов и программ;
- привлечение внимания детей и молодежи к военно-историческому наследию;
- углубление знаний молодых граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат Республики Беларусь и ее регионов;
- развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов Республики Беларусь;
- широкое использование при проведении мероприятий с молодежью процедур и церемоний патриотической направленности (поднятие флага, исполнение гимна);
- содействие сохранению и развитию преемственности поколений; активное привлечение ветеранских организаций к работе с молодежью, использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранов для укрепления и развития преемственности поколений;
- развитие и расширение патриотической тематики телевизионных программ, периодической печати, литературы;
- создание условий для поддержки игровых и медиапрограмм, способствующих патриотическому воспитанию граждан, активное использование сети Интернет для работы с молодежной аудиторией;
- взаимодействие со средствами массовой информации в области программ, направленных на формирование и развитие у молодежи чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю, гордости за историю Отечества, ответственности за собственную судьбу, содействие пропаганде позитивных молодежных образов и примеров для подражания.
Занятость молодежи
Задачи:
- внедрение новых современных форм занятости молодежи;
- формирование и развитие универсальных компетенций молодых кадров для их успешной профессиональной самореализации; снижение (минимизация) молодежной безработицы;
- совершенствование механизма стимулирования приема на работу молодых людей; обеспечение защиты прав работающей молодежи;
- развитие молодежного предпринимательства, в том числе в социальной сфере.
Механизмы реализации:
- развитие системы прогнозирования рынка труда и создание информационно-аналитической системы рынка труда;
- содействие развитию современных форм занятости молодежи, включая дистанционную работу, молодежное предпринимательство и самозанятость, а также создание высокооплачиваемых рабочих мест прежде всего в высокотехнологичном секторе и области наукоемких услуг;
- разработка эффективной системы профориентации и подбора специальностей и профессий для молодых людей; расширение практики организации временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы время (студенческие отряды, индивидуальное трудоустройство, предпринимательство и другое);
- создание системы обучения и сопровождения на рабочих местах молодых граждан без опыта работы (развитие института наставничества в организациях различных форм собственности);
- создание сети консультационных пунктов для молодежи по вопросам трудоустройства; создание условий, в том числе безбарьерной среды, для трудоустройства молодых людей с инвалидностью;
- совершенствование механизма формирования перспективного кадрового резерва посредством выявления и продвижения представителей молодежи, имеющих лидерские и организаторские качества, способных к управленческой деятельности в государственных органах и иных государственных организациях;
- обучение молодежи основам финансовой грамотности, самозанятости, социального предпринимательства, правового регулирования предпринимательской деятельности, теоретическим и практическим основам осуществления предпринимательской деятельности, механизмам использования инвестиционных возможностей, правовой грамотности;
- развитие системы льготного кредитования и микрокредитования для поддержки и реализации молодежных бизнес-проектов;
- расширение инвестиционных механизмов и возможностей получения инвестиций на ранних стадиях развития бизнес-проектов;
- реализация механизма поддержки бизнес-инициатив и малого бизнеса посредством стимулирования деятельности частных инвесторов и венчурных фондов, предоставления налоговых и иных льгот для выпускников или впервые получающих предпринимательский опыт молодых людей, развитие иных условий ведения бизнеса;
- разработка мер стимулирования участия молодежи в студотрядовском движении, волонтерской и иной общественно полезной деятельности;
- поддержка волонтерской деятельности и молодежного волонтерского движения;
- проведение информационно-разъяснительной работы по продвижению и популяризации волонтерских ценностей, поддержке на республиканском и областных уровнях общественных объединений, занимающихся реализацией программ для добровольцев и волонтеров, установлению партнерских связей с молодежными организациями и общественными фондами, в том числе иностранными;
- создание и развитие Telegram-канала волонтерского движения;
- совершенствование законодательства в части поддержки и стимулирования организаций, обеспечивающих волонтерскую деятельность, а также содействующих оказанию безвозмездной помощи гражданам и предоставляющих возможность ее получения;
- разработка и обеспечение реализации конкретных мероприятий по развитию волонтерского движения с максимальным вовлечением подростков и молодежи;
- создание волонтерских ресурсных центров по координации работы волонтеров в регионах.
Здоровье молодежи
Задачи:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья молодежи;
- профилактика кризисных состояний, психических и поведенческих расстройств у молодежи;
- формирование ответственного поведения и ценностного отношения молодых людей к собственному здоровью как условию личного благополучия и здоровья будущих поколений;
- обеспечение широкого вовлечения молодежи в процессы принятия экологически значимых решений, оказывающих воздействие на окружающую среду.
Механизмы реализации:
- формирование положительного образа молодежи, ведущей активный, экологически дружественный и здоровый образ жизни;
- совершенствование системы профилактики и раннего выявления заболеваний у молодежи; мониторинг здоровья молодежи с выделением возрастных групп 14–16, 17–19, 20–25, 26–30 лет;
- использование современных медиатехнологий и возможностей средств массовой коммуникации для популяризации и пропаганды здорового образа жизни;
- обеспечение широкого вовлечения молодежи в процесс формирования здорового образа жизни, массовые занятия физической культурой и спортом;
- разработка программ и проектов по формированию культуры здорового питания, труда и отдыха;
- внедрение новых форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди молодежи;
- создание и совершенствование системы клубной и секционной здоровьесберегающей работы по месту жительства и по месту работы молодежи, повышение степени участия органов местного самоуправления в такой работе;
- разработка механизма стимулирования нанимателей по созданию условий для занятий физической культурой и спортом и охраны здоровья;
- индивидуализация работы с молодежью, повышение уровня информированности молодых граждан, всесторонняя поддержка в эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- разработка программ психологической поддержки молодежи с учетом возрастных особенностей; внедрение новых эффективных форм и методов работы по оптимизации психоэмоционального состояния, профилактики и преодоления стресса;
- развитие системы реабилитации и адаптации представителей молодежи с особенностями психофизического развития и инвалидностью к независимой жизни, в том числе посредством занятий физической культурой и спортом;
- развитие молодежного туризма и экскурсионной работы с молодежью в каникулярное время и во время летнего отдыха;
- развитие экологического просвещения и образования, отвечающего потребностям устойчивого развития страны; повышение информированности молодежи об экологическом состоянии окружающей среды;
- создание необходимых условий для обеспечения участия молодежи, молодежных общественных объединений в принятии экологически значимых решений.
Сохранение семейных ценностей и поддержка молодой семьи
Задачи:
- совершенствование системы адресной социальной и финансовой поддержки молодых семей;
- повышение качества семейного досуга;
- укрепление связей между поколениями;
- поддержка и продвижение позитивного образа брака, семьи, осознанного и ответственного родительства, а также института усыновления;
- обеспечение социально-психологической подготовки к семейной жизни и поддержки молодой семьи на различных этапах ее развития.
Механизмы реализации:
- проведение мероприятий, направленных на укрепление семьи и семейных ценностей (республиканские и региональные конкурсы, творческие фестивали, семейные марафоны, спартакиады и другое);
- популяризация различных форм совместного времяпрепровождения в семье;
- развитие доступной инфраструктуры для семейного досуга, оздоровления и занятий спортом; содействие улучшению жилищных условий молодых семей через развитие рынка арендного жилья, льготное индивидуальное строительство, разработку программ ипотечного кредитования;
- информационная поддержка позитивного образа многодетной семьи как признанного и одобряемого института современного общества;
- содействие объединению молодых семей в клубы и сетевые сообщества;
- развитие молодежных инициатив по формированию ответственного отцовства;
- развитие служб психологической и юридической поддержки молодой семьи, включая медиацию;
- совершенствование системы поддержки молодых семей, имеющих детей с инвалидностью, для создания условий полноценной жизни;
- развитие сети антикризисных центров для молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- совершенствование системы межведомственного и общественного взаимодействия по защите прав и интересов детей-сирот и детей, находящихся в социально опасном положении.
Молодежь в общественно-политической жизни страны
Задачи:
- внедрение инновационных форм и методов решения актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи;
- повышение степени участия молодежи в решении проблем на местном и республиканском уровнях; совершенствование механизмов взаимодействия общественного и государственного секторов в сфере работы с молодежью;
- стимулирование участия молодежи в деятельности молодежных консультативных и представительских структур;
- поддержка молодежных движений, объединений и молодежных лидеров;
- повышение уровня политической культуры молодежи;
- совершенствование системы отбора и карьерного продвижения молодежи.
Механизмы реализации:
- повышение степени участия молодежи в общественно-политической жизни страны, особенно в малых городах и сельской местности, вовлечение креативной молодежи в процесс принятия управленческих решений, в том числе через формирование резерва молодых руководящих кадров, работу с молодежными лидерами;
- привлечение молодежи к разработке и реализации молодежной политики посредством участия в рабочих группах, комитетах, консультациях, совместной подготовки документов и принятия решений, установления стратегических партнерских связей;
- поддержка деятельности молодежных совещательно-консультативных и представительских структур (органов), обеспечение правового регулирования их деятельности, обязательного участия представителей таких структур в разработке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы молодежи;
- создание условий для развития и внедрения практики молодежного самоуправления, самоорганизации в рамках студенческих и трудовых коллективов, совершенствование механизмов работы органов самоуправления молодежи;
- диверсификация институтов молодежного самоуправления, увеличение количества молодежи, осознанно участвующей в общественно-политической и социально значимой деятельности в местном сообществе и на уровне страны;
- совершенствование законодательства по развитию ученического и студенческого самоуправления;
- поддержка активного участия молодежи в местном самоуправлении; разработка проекта типового положения о деятельности студенческого самоуправления в учреждениях высшего образования Республики Беларусь;
- поощрение молодежных инициатив через республиканские конкурсы на выявление лучших практик молодежной управленческой инициативы;
- выявление и развитие лидерских качеств молодежи; разработка программ по выявлению лидеров в молодежной среде и обучению, направленному на формирование их лидерских, организаторских, коммуникативных способностей, умений и навыков;
- создание единого республиканского кадрового реестра для государственных органов и организаций из числа активных участников детских и молодежных общественных объединений, молодежных консультативных структур, волонтерского движения; реализация проектов по выявлению лидеров из числа студенческой молодежи и задействованию их потенциала через проектную деятельность в решении социально-экономических вопросов развития регионов;
- разработка системы сертификации, учета и признания волонтерского опыта молодежи.
Молодежные общественные объединения
Задача – использование потенциала молодежных формирований в сфере молодежной политики.
Механизмы реализации:
- совершенствование законодательства о поддержке деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- развитие партнерства молодежных и детских общественных объединений с государством, их активное вовлечение в разработку и реализацию государственной молодежной политики, в том числе выработку и реализацию управленческих решений;
- распространение успешных практик работы общественных объединений с молодежью;
- расширение деятельности молодежных общественных объединений в информационном пространстве;
- поддержка молодежных общественных объединений, в том числе выделение финансирования на реализацию проектов (программ) в области государственной молодежной политики;
- поддержка на региональном уровне современных молодежных общественных объединений и субкультур конструктивного содержания;
- стимулирование деятельности местных молодежных общественных объединений;
- разработка и внедрение системы «малых» грантов по поддержке инициатив молодежных общественных объединений;
- оказание научно-методической поддержки в подготовке стратегии развития общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» (далее – ОО «БРСМ»);
- определение приоритетных направлений деятельности ОО «БРСМ», в том числе связанных с работой с молодыми гражданами, не являющимися членами данного объединения;
- усиление роли первичных организаций ОО «БРСМ», в том числе участие в решении вопросов предоставления обучающимся мест в общежитиях, назначения стипендий, занятости и организации досуга, соблюдения правил внутреннего распорядка, иных вопросов.
Творческий и научный потенциал молодежи
Задачи:
- создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала молодежи;
- усиление роли молодежи в деятельности по сохранению исторической памяти, историко-культурного наследия и традиций Беларуси.
Механизмы реализации:
- развитие системы стимулирования и поддержки одаренной и талантливой молодежи, молодежных инициатив, оптимизация условий для реализации ее творческого потенциала путем получения грантов в сфере культуры и искусства;
- внедрение новых инструментов (в том числе автоматизированной информационно-аналитической системы сбора, хранения, обработки и анализа данных) для раннего выявления, эффективного развития, обучения, поддержки и служебного продвижения научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи в системах формального и неформального образования;
- поддержка и сопровождение деятельности советов молодых ученых;
- совершенствование системы информирования молодежи об актуальных возможностях в сфере культуры и искусства;
- развитие доступной социально-культурной инфраструктуры и создание равных условий для творческой реализации молодежи, особенно в сельской местности;
- проведение региональных культурных мероприятий (фестивалей, праздников народного творчества), направленных на популяризацию местных этнокультурных традиций (аутентичного фольклора, национальной кухни);
- проведение мероприятий, популяризирующих белорусскую культуру и искусство среди молодежи;
- разработка совместно с молодежью новых туристических программ по культурно-познавательному молодежному туризму;
- совершенствование механизма коммерциализации результатов молодежного творчества.
Правовое воспитание молодежи
Задачи:
- развитие правовой культуры молодежи и обеспечение комплексного подхода к повышению ее уровня;
- формирование правовой компетенции молодежи, выраженной в знании правовых норм, умении их применять, внутренней потребности соблюдать требования актов законодательства;
- обеспечение правовой защищенности молодежи и совершенствование условий по реализации ее законных прав;
- развитие информационно-правового пространства, повышение информированности и осведомленности молодежи об источниках получения достоверной правовой информации.
Механизмы реализации:
- выполнение плана мероприятий по правовому просвещению граждан в 2021–2025 годах, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2021 г. № 107;
- совершенствование нормативных правовых актов, методического обеспечения по вопросам правового воспитания и профилактики противоправного поведения молодежи;
- повышение качества работы по правовому информированию и формированию правовой культуры молодежи на основе современных информационных, коммуникационных и медиатехнологий;
- развитие системы оказания молодым гражданам юридических консультаций по актуальным вопросам жизнедеятельности, проведение иных целевых мероприятий на базе публичных центров правовой информации; расширение обучающих практик, методов и форм профилактики правонарушений среди молодежи;
- организация информационно-правового обеспечения учреждений образования и субъектов инфраструктуры молодежной политики государственными информационно-правовыми ресурсами, гарантирующими доступ к актуальной правовой информации;
- вовлечение молодежи в публичные обсуждения проектов нормативных правовых актов и иные правовые коммуникации по вопросам совершенствования законодательства на сайте «Правовой форум Беларуси», повышение ее активности в принятии социально значимых решений;
- развитие Детского правового сайта как государственного специализированного ресурса правовой направленности, иных тематических онлайн-платформ для формирования качественного правового интернет-контента;
- разработка и осуществление обучающих и информационных мероприятий, направленных на повышение уровня правового сознания молодежи с использованием государственных информационно-правовых ресурсов;
- проведение обучающих, информационных и иных мероприятий, направленных на правовое просвещение молодых граждан, по вопросам функционирования государственной системы правовой информации Республики Беларусь, государственных информационно-правовых ресурсов;
- разработка и внедрение образовательных программ, в том числе в сфере неформального образования, направленных на обучение молодежи основам правовой грамотности; обеспечение издания популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для молодежи;
- содействие правовому самообразованию молодежи.
Безопасность молодежи
Задачи:
- увеличение численности молодежи, вовлеченной в продуктивную деятельность;
- развитие на государственном уровне системы по защите молодежи от насилия и внешних угроз с координацией усилий учреждений образования, семьи, правоохранительных органов, общественных объединений, организаций здравоохранения и других;
- создание условий жизнедеятельности, максимально снижающих риск вовлечения молодежи в совершение правонарушений и иных отклоняющихся от социальных норм действий;
- снижение уровня криминализации молодежной среды, в том числе для всех видов преступлений, совершенных молодыми людьми;
- профилактика экстремизма и радикализма;
- формирование критического мышления молодежи; создание безопасной среды для молодежи, в том числе молодых граждан с особыми потребностями, их активное включение во все сферы жизни общества;
- совершенствование и усиление практико-ориентированности образовательных программ, направленных на формирование у молодежи культуры безопасности жизнедеятельности.
Механизмы реализации:
- совершенствование нормативных правовых актов, методического обеспечения по вопросам профилактики противоправного поведения;
- обеспечение комплексного подхода к профилактике правонарушений среди молодежи;
- организация мониторинга молодежных правонарушений для разработки эффективных мер профилактики;
- активное привлечение общественных объединений, волонтерских организаций для реализации проектов и программ, направленных на профилактику правонарушений и преступлений, формирование безопасной среды;
- поддержка волонтерской деятельности молодежи, направленной на работу с правонарушениями несовершеннолетних;
- реализация эффективных механизмов обеспечения социальной безопасности молодежи, в том числе через поддержку молодых граждан с особыми потребностями, повсеместное создание безбарьерной среды, внедрение новых форм социальной адаптации; совершенствование механизмов предупреждения и выявления уголовно наказуемых деяний, совершаемых в сфере киберпреступлений, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов;
- оказание своевременного корректирующего воздействия на молодых граждан, совершивших правонарушения и преступления, особенно впервые, с вовлечением всех субъектов профилактики;
- обеспечение юридической поддержки молодым гражданам, совершившим правонарушения;
- преодоление правового нигилизма.
Информационное поле работы с молодежью
Задачи:
- широкое использование ресурсов средств массовой информации, сети Интернет для популяризации разрабатываемых мер молодежной политики, информирования о создаваемых для молодежи условиях и предоставляемых возможностях;
- повышение у молодежи доверия к государственным средствам массовой информации и Интернет-ресурсам посредством повышения качества и эффективности их деятельности на основе цифровой трансформации и внедрения современных медиатехнологий.
Механизмы реализации:
- усиление воспитания подрастающего поколения путем реализации программ обучения молодежи правилам безопасного поведения в сети Интернет, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность;
- разработка комплекса мер по расширению информационно-консалтинговой помощи, обеспечению доступности информации о создаваемых для молодежи условиях и предоставляемых возможностях, в том числе посредством широкого использования социальных сетей, мессенджеров;
- разработка и реализация программ, направленных на формирование медийной грамотности молодежи; разработка единых информационных молодежных ресурсов, платформ с учетом интересов и потребностей молодежи;
- функционирование на постоянной основе популярных и доступных для молодежи Интернет-ресурсов;
- популяризация и поддержка общественно значимых молодежных проектов и молодежных инициатив в средствах массовой информации и сети Интернет;
- системная работа в социальных сетях и мессенджерах; привлечение для работы в информационном поле компетентных специалистов (блогеров, формирующих мнение в молодежной среде) путем создания для них оптимальных условий работы.
Управление в сфере государственной молодежной политики
Задачи:
- повышение статуса государственной молодежной политики;
- укрепление кадрового потенциала специалистов, работающих с молодежью.
Механизмы реализации:
- создание четкой вертикали управления работой с молодежью;
- преобразование в регионах структуры управлений по делам молодежи в самостоятельные структуры с исключением несвойственных им функций;
- увеличение штатной численности специалистов, реализующих государственную молодежную политику; поддержка молодых специалистов по работе с молодежью;
- создание целостной системы организации работы с трудящейся молодежью, в том числе посредством введения должности служащего «Специалист по работе с молодежью» в организациях с численностью более 100 (для сельской местности) и более 300 (для городов) работников в возрасте до 31 года;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений;
- разработка научно-методического сопровождения деятельности специалистов по работе с молодежью, молодежных и детских общественных объединений и иных субъектов государственной молодежной политики;
- расширение инфраструктуры молодежной политики (создание молодежных и ресурсных центров);
- увеличение на республиканском и местном уровнях финансирования на реализацию основных направлений государственной молодежной политики;
- предоставление на безвозмездной основе неиспользуемых помещений коммунальной собственности для организации досуга молодежи, в том числе для проведения культурных, спортивных и иных социально значимых мероприятий.
|
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ:
Профессионально-техническое и среднее специальное образование:
Цель развития – повышение эффективности системы ПТО и ССО, непрерывного профессионального образования рабочих (служащих) в кадровом обеспечении инновационной экономики.
Основные задачи:
- оптимизировать структуру системы ПТО и ССО;
- обновить содержание образовательных стандартов и научно-методическое обеспечение на основе профессиональных стандартов;
- усовершенствовать учебное книгоиздание;
- создать современную образовательную среду;
- развить сеть центров компетенций; обеспечить условия для развития непрерывного профессионального образования рабочих (служащих), инклюзивного образования;
- увеличить количество предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в заказе на подготовку кадров в системе ПТО и ССО;
- усовершенствовать подготовку педагогических кадров для системы ПТО и ССО;
- повысить привлекательность системы ПТО и ССО среди населения Республики Беларусь и на международном уровне.
Направления развития:
- структура системы ПТО и ССО;
- система обеспечения качества ПТО и ССО;
- содержание образовательных стандартов и научно-методического обеспечения образовательного процесса ПТО и ССО;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса ПТО и ССО;
- механизмы взаимодействия учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО, с организациями – заказчиками кадров;
- привлекательность и имидж профессионального образования;
- система непрерывного профессионального образования рабочих (служащих);
- кадровый потенциал системы ПТО и ССО.
Способы достижения цели и решения основных задач:
- подготовка нормативной базы, регулирующей управление качеством профессионального образования;
- укрепление интеграции производства, науки и системы ПТО и ССО;
- переход на единый вид учреждения профессионального образования – колледж, реализующего образовательные программы ПТО и ССО;
- создание ведущих на республиканском уровне колледжей по виду экономической деятельности;
- разработка образовательных стандартов и научно-методического обеспечения системы ПТО и ССО с модульным построением содержания на основе профессиональных стандартов, требований «WorldSkills»;
- разработка механизмов реагирования на изменения рынка труда;
- внедрение механизмов независимой итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ профессионального образования;
- расширение возможностей для доступа выпускников, освоивших образовательные программы ПТО и ССО, к образовательным программам более высокого уровня по индивидуальным учебным планам с учетом признания предыдущего опыта, знаний и умений;
- оснащение (дооснащение) мастерских (лабораторий) в учреждениях образования, реализующих программы ПТО и ССО, и центров компетенций высокотехнологичным оборудованием;
- развитие сетевых форм взаимодействия при реализации образовательных программ профессионального образования;
- разработка и внедрение механизмов использования базы центров компетенций для проведения независимой оценки и сертификации квалификаций;
- проведение республиканских и региональных конкурсов профессионального мастерства, участие в международных конкурсах профессионального мастерства;
- совершенствование форм и методов профессиональной диагностики и профориентационной работы;
- совершенствование правового и научно-методического обеспечения непрерывного профессионального образования и обучения на протяжении всей жизни для различных категорий населения;
- оптимизация сети учреждений образования и численности работников на уровне системы профессионально-технического и среднего специального образования.
ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Профессионально-техническое и среднее специальное образование
I этап (2021–2025 годы):
- переход к единому виду учреждения образования – колледжу;
- трансформация ресурсных центров в центры компетенций, разработка порядка их создания и функционирования;
- расширение сети центров компетенций на базе учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО;
- ежегодная модернизация современными средствами обучения не менее 5 центров компетенций;
- создание центров коллективного пользования учебным и научным оборудованием, в том числе для обучения лиц с ОПФР;
- разработка и апробация интегрированной модели подготовки педагогических (инженерно-педагогических) кадров для системы ПТО и ССО;
- подготовка правовых актов, регламентирующих систему управления качеством профессионального образования на основе критериев и показателей, позволяющих определять эффективность деятельности колледжей и органов управления образованием;
- ежегодное обновление образовательных стандартов ПТО на 8 процентов, ССО – на 9 процентов;
- корректировка правовых актов, регламентирующих функционирование ведущих учреждений образования в системе ПТО и ССО;
- принятие мер по повышению эффективности механизма формирования государственного заказа на подготовку кадров; развитие сетевого взаимодействия.
II этап (2026–2030 годы):
- разработка образовательных стандартов нового поколения по приоритетным профессиям и специальностям на основе профессиональных стандартов, научно-методического обеспечения образовательных программ ПТО и ССО с модульным построением содержания;
- развитие системы управления качеством профессионального образования с применением критериев и показателей, позволяющих определять эффективность системы профессионального образования;
- внедрение в образовательный процесс технологий, сочетающих освоение обучающимися образовательных программ с созданием ими объектов интеллектуальной собственности;
- разработка и внедрение новых механизмов участия организаций реального сектора в процессе подготовки кадров;
- создание и внедрение механизмов признания неформального образования и опыта, предшествующего профессиональному обучению, при реализации образовательных программ.
Воспитательная работа
I этап (2021–2025 годы):
- реализация Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 годы, программ воспитания;
- расширение перечня институциональных, правовых и материально-технических условий для удовлетворения запросов детей и молодежи в саморазвитии и формирования у молодых людей актуальных и востребованных обществом компетенций;
- использование информационных технологий в целях воспитания и социализации обучающихся;
- разработка рамочной концепции информационной и медийной среды учреждений образования;
- внедрение форм и методов воспитания, основанных на передовом педагогическом опыте;
- разработка профессионального стандарта специалиста в сфере воспитания;
- максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов и дисциплин;
- усиление духовно-нравственного воспитания через изучение народных традиций, истории и основ культурных и духовных ценностей и приобщение к ним детей и учащейся молодежи;
- внедрение новых инструментов адресного и раннего выявления, эффективного развития, обучения, поддержки и служебного продвижения научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи;
- вовлечение детей и молодежи в социально значимую деятельность, дальнейшее развитие волонтерского движения;
- продвижение в учреждениях образования модели «Дружественная образовательная среда в учреждениях общего среднего образования», направленной на предотвращение буллинга, психического и физического насилия среди обучающихся;
- распространение в регионах инновационного проекта по организации психологической службы района, формирующей единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в УОСО; внедрение в практику работы учреждений образования медиации для разрешения сложных конфликтных ситуаций;
- разработка системы сертификации социально-личностных и универсальных компетенций, приобретенных молодежью самостоятельно в период осуществления общественной и социально значимой деятельности («сертификаты достижений»);
- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности учреждений образования, популяризация лучшего опыта семейного воспитания;
- реализация во всех УОСО республиканского проекта «Родительский университет»; объединение усилий общества, семьи, учреждения образования в воспитании подрастающего поколения;
- активизация в учреждениях образования работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, привитию уважения к государственности, бережному отношению к историческому наследию, культурным традициям белорусского народа, формированию нравственных качеств и правовой культуры, развитию чувства патриотизма и любви к Родине, привязанности к родной земле;
- повышение роли конструктивных объединений обучающихся в управлении образовательным процессом и учреждением образования; подготовка и утверждение в установленном порядке программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на очередной пятилетний период.
II этап (2026–2030 годы):
- подготовка, утверждение в установленном порядке и реализация Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на очередной пятилетний период, программ воспитания;
- разработка содержания информационной и медийной среды учреждений образования; обновление информационного пространства учреждений образования в соответствии с рамочной концепцией информационной и медийной среды учреждений образования;
- внедрение профессионального стандарта специалиста в области воспитания;
- методическое обеспечение организаторов воспитательного процесса в учреждениях образования с учетом современных тенденций социализации учащихся;
- формирование показателей эффективности системы воспитания на уровне учреждения образования, региона, республики и организация их оценки.
|